Поэтика Достоевского - Бахтин Михаил Михайлович страница 17.

Шрифт
Фон

44

Б. М. Энгельгардт. Идеологический роман Достоевского, стр. 96.

45

Для Ивана Карамазова, как для автора «Философской поэмы», идея является и принципом изображения мира, но ведь в потенции и каждый из героев Достоевского автор.

46

Единственный замысел биографического романа у Достоевского, «Житие великого грешника», долженствовавшего изображать историю становления сознания, остался невыполненным, точнее, в процессе своего выполнения распался на ряд полифонических романов. См.: В. Комарович. Ненаписанная поэма Достоевского. «Ф. М. Достоевский Статьи и материалы», сб. I, под ред. А. С. Долинина. М.-Л., изд-во «Мысль», 1922.

47

Но, как мы говорили, без драматической предпосылки единого монологического мира.

48

Об этой особенности Гёте см. в книге Г. Зиммеля «Гёте» (русский перевод в изд. Государственной академии художественных наук, 1928) и у F. Gundolf a «Goethe» (1916).

49

Картины прошлого имеются только в ранних произведениях Достоевского (например, детство Вареньки Доброселовой).

50

О пристрастии Достоевского к газете хорошо говорит Л. Гроссман: «Достоевский никогда не испытывал характерного для людей его умственного склада отвращения к газетному листу, той презрительной брезгливости к ежедневной печати, какую открыто выражали Гофман, Шопенгауэр или Флобер. В отличие от них, Достоевский любил погружаться в газетные сообщения, осуждал современных писателей за их равнодушие к этим "самым действительным и самым мудреным фактам" и с чувством заправского журналиста умел восстановлять цельный облик текущей исторической минуты из отрывочных мелочей минувшего дня. "Получаете ли вы какие-нибудь газеты?  спрашивает он в 1867 году одну из своих корреспонденток.  Читайте, ради бога, нынче нельзя иначе, не для моды, а для того, что видимая связь всех дел общих и частных становится все сильнее и явствененее" (Леонид Гроссман. Поэтика Достоевского. М., Государственная академия художественных наук, 1925, стр. 176).

51

«Ф. М. Достоевский. Статьи и материалы», сб. II, под ред. А. С. Долинина. М.-Л., изд-во «Мысль», 1924, стр. 105.

52

Первоначально статья А. В. Луначарского была опубликована в журнале «Новый мир» за 1929 год, кн. 10. Несколько раз переиздавалась. Цитировать статью мы будем по сб.: «Ф. М. Достоевский в русской критике». М.: Гослитиздат, 1956. С. 403429. Статья А. В. Луначарского написана по поводу первого издания нашей книги о Достоевском (Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. Л., Прибой, 1929).

53

См., например, очень ценную работу А. С. Долинина «В творческой лаборатории Достоевского (История создания романа «Подросток»)». М.: Сов. писатель, 1947.

54

В. Кирпотин. Ф. М. Достоевский. М., «Советский писатель», 1947, стр. 6364.

55

Там же, стр. 6465.

56

Там же. С. 6667.

57

Виктор Шкловский. За и против: Заметки о Достоевском. М., «Советский писатель», 1957.

58

«Вопросы литературы», 1960,  4, стр. 98.

59

Виктор Шкловский. За и против, стр. 258.

60

Там же. С. 171172.

61

Аналогично характеризует творческий процесс Достоевского и А. В. Луначарский: «Достоевскому,  если не при окончательном выполнении романа, то при первоначальном его замысле, при постепенном его росте,  вряд ли был бы присущ заранее установленный конструктивный план скорее, мы имеем здесь дело действительно с полифонизмом типа сочетания, переплетения абсолютно свободных личностей. Достоевский, может быть, сам был до крайности и с величайшим напряжением заинтересован, к чему же приведет в конце концов идеологический и этический конфликт созданных им (или, точнее, создавшихся в нем) воображаемых лиц» («Ф. М. Достоевский в русской критике», стр. 405).

62

Виктор Шкловский. За и против, стр. 223.

63

Большинство авторов сборника не разделяет концепции полифонического романа.

64

Сборник «Творчество Ф. М. Достоевского». М., Изд-во АН СССР, 1959, стр. 341342.

65

Там же, стр. 342.

Поэтика Достоевского
читать Поэтика Достоевского
Бахтин Михаил Михайлович
«Мы считаем Достоевского одним из величайших новаторов в области художественной формы. Он создал, по нашему убеждению, совершенно новый тип художественного мышления, который мы условно назвали полифоническим. Этот тип художественного мышления нашел свое выражение в романах Достоевского, но его значе

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке