Важную роль сыграли идеи З. Фрейда и фрейдистов, в частности, Д. Рапапорта. Результаты этих исследователей во многом радикально меняют понимание самой природы эмоций. Ведь только исходными ориентирами психоанализа служит укоренённость человека в мире природных объектов. Дальнейшее развитие привело к тому, что исследовательская практика всё больше стала отходить от природы в мир людей и общества.
Психоаналитики признавали «по умолчанию» эволюционную преемственность тела человека и высших животных. Но следование этой норме всё слабее прослеживается в современных работах. В них не так важна однозначная связь мира природы и мира человека. Понимание физиологической механики функционирования эмоциональной сферы в мире животных мало что даёт в отношении телесных структура человека. Человек ведь может понять свои переживания. А может ли, скажем, шимпанзе?
Под эмоциями во фрейдизме и неофрейдизме подразумеваются особые аффективные состояния. Причем из общего числа аффективных состояний выделяются гнев, ужас и некоторые другие, сходные с ними. Их происхождение соответствует мобилизации энергии, исходно накопленной под влиянием инстинктов и бессознательных впечатлений. Фрейд искренне верил, что накопленная энергия, разряжаясь, сталкивается с зоной табу и рождает варианты непроизвольных действий индивида.
Соотнесение аффективных состояний со сферой культуры оставляет шанс на важный ход в деле теоретического осмысления эмоций в психологии. Любая эмоция играет посредническую роль. Такая роль обусловлена конфликтом, возникающим между «внутренними» бессознательными стремлениями человека и миром «внешних» взаимоотношений.
На передний план выходят структурные особенности человеческой действительности. В фундаменте человеческого мира обнаруживается напряженность между естественными началами и искусственной средой. Поэтому любая эмоция становится ключом к осмыслению социокультурной реальности. И чем она сильнее, тем это более актуально.
Итак, фрейдистские разработки показывают принципиально важную трансформацию теоретических исследований эмоций в психологии. Меняется описание эмоциональной сферы, равно как объяснение механики её специфической «работы». Телесные структуры теряют свое самодовлеющее значение.
В развитых формах фрейдизма происхождение эмоций обусловливается культурными факторами. Главными среди них оказываются запреты. Другими словами, эмоции возникают и развиваются не только и не столько под влиянием физиологии. Важен момент воздействий культуры на все эти процессы.
Поэтому можно затронуть вторую из указанных выше тенденций, характеризующих развитие теоретических исследований в психологии XX века. Эта тенденция порождена необходимостью выработать гуманитарные или «человекомерные» способы описания человеческих эмоций.
Обозначенная тенденция активно воплощается в форме различных версий так называемого «когнитивизма». В его рамках сохраняется опора на факты, собранные при исследованиях животных. Но главный акцент падает на познавательные процессы, характеризующие именно человека. Посмотрим, кто же герои этой войны?
Во многих когнитивистских теориях динамические свойства эмоциональной сферы выходят на передний план. В частности, Л. Фестингер полагал, что в эмоциональной сфере процессы развиваются под влиянием особых факторов. Эти факторы не вполне вписываются только лишь в рамки физиологии нервной деятельности.
Возникновение и развитие человеческих эмоций зависит не только от того, что конкретно испытывает головной мозг и нервная система. Важен момент решения конкретных познавательных задач, на которые направлен мозг и прочие структуры нервной системы человека. Здесь нам и попадаются знаменитые «когнитивный диссонанс», «консонанс» и другие родственные понятия. Все они характеризуют сугубо человеческую действительность и ни к каким животным не относятся.
Теоретическое понимание эмоций в когнитивизме даёт особую картину эмоций. Они раскрываются в качестве элемента социокультурной динамики. Но были и вариации. Иначе думал П. В. Симонов, разработавший в конце XX века информационную концепцию эмоций. Эта концепция признаётся особым ответвлением когнитивизма.
Симонов в целом был сторонником эволюционистских воззрений. Он видел связь эмоций с пищеварительной системой. Удовлетворение потребностей организма приводит к возникновению положительных эмоций. Но особо сильные эмоции рождаются, когда человек творит и ищет. Именно они мотивируют продолжать творческо-поисковую деятельность. Человеческие эмоции, стало быть, понимаются как одно из подручных средств творческой деятельности человека.
Симонов давал почти что математические описания закономерностей возникновения эмоций. Тем не менее главное, что признаётся производный характер эмоций от силы и направленности потребностей, подкрепленных, либо же ослабленных объемом доступной для обработки информации. Симонов полагал, что всё это наблюдается уже у человекообразных обезьян, пусть и в примитивном виде.
Возникновения негативных эмоций в теории Симонова связывалось в основном с витальными потребностями. Интенсивность положительных эмоций ставилась в зависимость от степени удовлетворения духовных потребностей.
В целом же Симонов полагал, что возрастание положительных эмоций отсылает к возрастанию потребностей. Высота уровня положительных эмоций зависит от высоты уровня конкретной потребности. Чем удалённее потребность от материальных аспектов человеческого бытия, тем лучше.
Очевидно, однако, что интенсивность переживания неудач также повышается. Вполне оправдано будет говорить здесь вот о чём. Возможно столкновение индивида с негативной стороной реализации духовных потребностей. Это может подтолкнуть его к замыканию на приверженности наиболее материальным интересам, таким как секс или еда.
Поэтому так важно соблюдать эмоциональное равновесие. При этом деятельность станет разворачиваться в круге менее интенсивных переживаний. Вместе с тем они станут более ясны по собственному происхождению и протеканию.
Обобщения
Итак, психологи весь XX век шли к описанию человеческих эмоций в понятиях, соразмерных человеческому бытию. Роль телесных структур в процессах возникновения и развития эмоций была переосмыслена. Повысился статус социокультурных факторов. Вместе с тем актуализировалась идея о подчинении человеческого тела внебиологическим интересам (науке, искусству и т.д.).
С теоретической точки зрения не столь важно, выступает ли биология человека основой эмоциональной сферы. Более существенно, что эмоции в принципе обладают двумя важными характеристиками. Во-первых, они зависят от конфликта между культурными и природными началами в человеке. Во-вторых, эмоции протекают в условиях неустойчивого баланса познавательных и аффективных («страстных») сторон человеческой деятельности.