Сочинения в 2 томах. Том 2. Сердца моего боль - Владимир Богомолов

Шрифт
Фон

Предлагаемый вниманию читателя двухтомник прозы Владимира Богомолова (1926-2003) (т. I - "Момент истины", т. II - "Сердца моего боль") - наиболее полное собрание произведений выдающегося русского писателя. Второй том, "Сердца моего боль", включает знаменитые военные повести и рассказы В.О. Богомолова: "Иван", "Зося", "Первая любовь" и др., документы из его личного и творческого архива, а также главы из не публиковавшегося еще романа "Жизнь моя, иль ты приснилась мне...", которые, без сомнения, будут признаны одной из вершин творчества писателя. Вместе с героями романа мы переживаем победную весну 45-го в Германии (автор, как и в "Моменте истины", виртуозно имитирует подлинные документы эпохи), переносимся на Дальний Восток (война с Японией) и на Чукотку - начинается противостояние с Америкой. Молодой старший лейтенант Федотов, судьба которого объединяет несколько книг романа, - прямое продолжение полюбившихся читателю героев "Момента истины" и "Зоси".

Содержание:

  • К читателю 1

  • Повести и рассказы 2

  • Срам имут и живые, и мертвые, и Россия… 44

  • Неизданный В.О. Богомолов 55

  • Сокращения 161

Владимир Богомолов
Сочинения в двух томах
II том: Сердца моего боль

К читателю

В апреле 2001 года перед неизбежной серьезной операцией на позвоночнике (до этого четыре месяца Владимир Осипович был практически обездвижен - так жестоко военное прошлое напомнило о себе) он сказал, вспомнив слова Эфенди Капиева: "Если так случится и я умру, то смерть получит лишь мой труп, мои кости, но сердца своего я смерти не отдам". Всю боль своего сердца он отразил в своем творчестве и передал читателям.

Память его сердца всю жизнь хранила горький след войны.

Постоянно испытывая острое чувство нравственной ответственности перед не вернувшимися с войны сверстниками, друзьями молодости, В.О. Богомолов писал о том, о чем не мог, не имел права не написать.

Все его произведения - ответ на "заказ" собственной совести.

В книгу "Сердца моего боль" наряду с повестями "Иван" и "Зося", вошедшими в классику русской и мировой литературы двадцатого века, включены получившие также широкую известность рассказ "Первая любовь", цикл "Короткие рассказы", повесть "В кригере" и произведения, ранее никогда не публиковавшиеся, из оставленного творческого наследия: девять рассказов-миниатюр, написанных В.О. Богомоловым в 1956- 1967 годы, повесть "Академик Челышев", главы и фрагменты из двух больших, многоплановых и сложных произведений: книги "Срам имут и живые, и мертвые, и Россия…" и романа "Жизнь моя, иль ты приснилась мне…".

Над романом "Жизнь моя, иль ты приснилась мне…" В.О. Богомолов работал, по своему обыкновению, долго - почти три десятилетия, считал, что это произведение станет главным в его творческой биографии, но, к сожалению, при жизни не успел окончательно завершить его и подготовить к изданию. Это было обусловлено несколькими причинами. Вопервых, критерий законченности произведения всегда определялся потрясающей требовательностью В.О. Богомолова к себе: он не уставал многократно переделывать написанное, поскольку всегда был неудовлетворен результатом своей работы. Во-вторых, в 90-х годах, когда после августовской борьбы за власть развал Советского Союза повлек за собой не только экономические, но в первую очередь и общественно-политические потрясения, Владимир Осипович посчитал публикацию романа несвоевременной. "Написанное и частично переосмысленное из-за подкинутой жизнью драматургии должно вылежаться до созревания", - говорил он.

О будущем романе Владимир Осипович еще в 1995 году сказал: "Это большой (более 60 печатных листов) роман, написанный в основном от первого лица. Несмотря на название, это отнюдь не мемуарное сочинение, не воспоминания, а, выражаясь словами литературоведов, "автобиография вымышленного лица". Причем не совсем вымышленного: волею судеб я почти всегда оказывался не только в одних местах с главным героем, а и в тех же самых положениях: в шкуре большинства героев романа я провел целое десятилетие, а коренными прототипами главных героев (основных персонажей) были близко знакомые мне во время войны и после нее офицеры.

Это роман не только об истории человека одного с автором поколения и шестидесятилетней жизни России - это реквием по России, по ее природе и нравственности, реквием по трудным деформированным судьбам нескольких поколений - десятков миллионов моих соотечественников. До чего это время ужасающе живо для меня!"

Есенинская строка, взятая В. Богомоловым в качестве названия романа, пожалуй, лучше всего объясняет, о чем эта книга. Роман "Жизнь моя, иль ты приснилась мне…", как задумывал автор, состоит из нескольких книг. В настоящем издании публикуются главы и фрагменты из книг "Германия, замри!", "Тогда, в июне…", "На Дальнем Востоке", "Там, на Чукотке…". Действие в них разворачивается в 1945 году в Германии и на Дальнем Востоке (Камчатка, Чукотка).

Главные герои - трое молодых офицеров: девятнадцатилетний старший лейтенант Василий Федотов, командир разведроты стрелковой дивизии, и два его друга - адъютант старший батальона капитан Владимир Новиков и командир роты старший лейтенант Михаил Зайцев.

В.О. Богомолов так характеризовал своих героев: "Это молодые, успешные боевые офицеры, романтики в душе, но смелые и мужественные в поступках; баловни судьбы, которым, несмотря на трехлетнее пребывание на фронте, ранения и контузии посчастливилось закончить войну без увечий. Они живут в ощущении радости предстоящей, но еще неизвестной им мирной жизни. Весь мир лежит у их ног, судьба улыбается им в тридцать два зуба, и каждый, как им кажется, держит бога за бороду".

В первой книге - "Германия, замри!" - глазами главного героя Василия Федотова увидены и переданы события последнего месяца войны - форсирование Одера, последнего водного рубежа перед взятием Берлина. В.О. Богомолов, чтобы ввести читателя в реалии того времени, скупой художественный текст насыщает документами.

Они представлены как отдельными главами - "Документы апреля 1945 года", "Вот и кончилась война" и т. д., - так и вкраплениями в художественный текст. Документы есть как подлинные - выписки из приказов и приказы командующих фронтами, армиями, командиров корпусов, дивизий, так и стилизованные автором в виде "политдонесений", "писем", "выступлений на собраниях и политинформациях". Средствами официального документа с его жестким лаконизмом и строгой регламентированностью В. Богомолов погружает читателя в исторически достоверное описание обстановки и событий того времени, они позволяют понять и оценить происходившее во всей его грандиозности, разносторонности, глубине и взаимосвязях. Как и во всех произведениях В. Богомолова, и в этом романе документы служат средством эмоционального нагнетания, усиления психологического напряжения перед стремительно и неукротимо надвигающимися конкретными романными событиями. Они подобраны с особенной тщательностью, как умел сделать только В. Богомолов, играют важнейшую роль в этом эпическом романе и читаются с неменьшим интересом и напряженностью, чем собственно повествовательные главы.

Глава "В субботу, 26 мая 1945 года" - это завязка сюжета и начало развития романного действия. "Вечер в Левендорфе" - отправная точка, откуда будет прослежена автором судьба его героев. Маховик трагедии в романе раскручивается постепенно, и колесо истории со всей чудовищной силой наваливается, подминая героя и его друзей, неумолимо разрушая их жизненные планы, приводя к трагической гибели друзей ("Как молоды мы были…"), а главному герою - ломает офицерскую судьбу ("В кригере", "Там, на Чукотке…").

Последнее десятилетие вызывало у Владимира Осиповича двойственное отношение: "Я в последнее время стал с особенной остротой чувствовать и понимать то, что чувствовал уже давно: до чего я человек иного времени, до чего я чужд всем ее "пупам" и всей той новой твари временщиков, которая беспрестанно учит народ с их точки зрения "правильно жить", сами при этом хватают все ртом и жопой, плотоядно раздирая Россию на куски. Эти люди так называемой "новой жизни" правы в одном - к прежнему, к прошлому возврата нет. "Новое" уже крепко и нахраписто они внедряют в будни, и я физически ощущаю и вижу, как истончается и рвется хрупкая связь между людьми, властью и окружающим миром. Я все больше и больше отрешаюсь от него и ухожу в тот, с которым когда-то был связан я. Несоответствие между общественным положением человека и его нравственными принципами - вернейший признак попрания истины, болезни общества", - говорил он. И с горечью добавил: "Сегодня в России, скорее всего по недоумству, чрезвычайно много сделано для того, чтобы нация и культура, в том числе художественная литература и книгоиздание, оказались в положении брошенных под электричку. Пора наконец понять, что подобная "экономия" на науке и культуре, кроме резкого снижения интеллектуального и нравственного потенциала и неизбежной обвальной деградации, ничего России и русской литературе принести не может".

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Похожие книги

Змееед
11.9К 96

Популярные книги автора