Я подобрался близко к дефекту! Я почти всё понял! Иммортофобия это же суть нашей культуры! Люди не хотят умирать, но им приходится, и вот они придумали, как смириться со смертью. Все работающие способы смирения аккуратно складываются в культуру, становятся культурными нормами. Агрессия, религия, «философское преодоление смерти», «теория управления страхом смерти», посиделки в «кафе смерти», лирика, «эстетизация смерти», викинговское презрение к смерти, поклонение силе, желание разрушений и революции это всё рабочие способы сохранить разум перед лицом приближающейся старости и неминуемого конца жизни.
Чтобы закрепить свой уровень понимания культурного дефекта я написал справку об имморт-фантастике.
СПРАВКА ОБ ИММОРТ-ФАНТАСТИКЕ
Имморт-фантастика это направление в художественной литературе, которое характеризуется тремя положениями.
1. Жизнь человека есть благо. Жизнь должна быть бесконечной и без страданий. Оснований к этому несколько. Во-первых, человек не желает умирать. Во-вторых, предполагается, что с увеличением продолжительности жизни человек станет воспринимать и решать те проблемы, которые сейчас принято перекладывать на плечи потомков человек станет ответственнее и заинтересованнее в устройстве мира далекого будущего.
2. Проблему «желания не умирать» следует решать именно в материальном мире. Другими словами, из двух вариантов: «терпеть объективные обстоятельства материального мира» и «бороться с обстоятельствами» предлагается выбрать вариант борьбы с обстоятельствами. При этом вариант терпения считается неприемлемым, отражающим духовную слабость, ленность и неверие в свои силы. В этой связи имморт-фантастика продвигает уверенность в человеческих силах: «человек может всё», «человек созидатель», «мы не можем ждать милости от природы, взять их у неё наша задача» и т. д.
3. Желание встроить первые два положения в существующую культуру. Попытки встраивания происходят при категоричном неприятии идеи «индивидуального бессмертия на земле» со стороны культуры (феномен т. н. «иммортофобия культуры»).
Имморт-фантастике в литературе оппонируют такие идеи, которые вступают в противоречие с тремя положениями имморт-фантастики: отрицающие ценность человеческой жизни, отрицающие необходимость решать проблему индивидуальной смертности, отрицающие человеческие возможности, разрушающие культуру и отрицающие нужды социума.
Оспаривание ценности человеческой жизни происходит с помощью эстетизации смерти и насилия, провозглашения бессмысленности жизни, утверждения низкой ценности жизни, рассуждения о правомерности эвтаназии, поддерживания саморазрушения человека. Также придается положительная коннотация таким вещам как алкоголизм, наркомания, суицид, декаданс, депрессия, эскапизм, геройство, риск ради адреналина, агрессия, расчеловечивание всё то, что укорачивает жизнь, делает ее малоценной, позволяя отнимать жизнь у других, а также пренебрегать своей собственной жизнью. К этим направлениям относятся жанры: боевик, хоррор, абсурд, гримдарк, нуар, неонуар и т. д. так называемые «тёмные жанры».
Оспаривание «решения проблемы смерти в материальном мире» может проявляться при помощи концепций, примиряющих со смертью. К таким решениям относятся: загробный мир и бессмертие души, а также «преодоление смерти» (философские мысленные конструкции, отличающиеся от религиозных, однако утверждающие, что после смерти есть какая-то жизнь), жизнь в потомках и в делах, постиммортализм и т. д.
Пренебрежение к культуре и социуму может проявляться с помощью придания положительной коннотации феноменам разрушения культуры и общества. К таким феноменам относятся: постмодернизм и концептуализм (напр. В. Сорокин), нарушение культурных норм (расчлененка, сексуальные девиации, асоциальное поведение, гендерное многообразие, современный феминизм, как унижение мужчин, эйджизм, как унижение по возрастному принципу, перфоманс и инсталляция), цинизм и нигилизм, мизантропия, презрение и смех над страданиями других, радикальные неолиберальные ценности (отрицание значимости общественных нужд), культурный вандализм, культурный андеграунд, маргинальность, антикультура (уголовники, космополиты, глобалисты отрицание конкретной культуры как ценности), утверждение войны как блага (якобы стимулирующей прогресс и научное развитие), сюда же относятся экстремистские заявления зеленых-экологов (планету надо спасать от людей), веганов (о правах животных) и т. д. К этим литературным направлениям можно отнести жанры: антиутопия, постапокалипсис и т. д.