Философия - Калмыков Владимир Николаевич

Скачать книгу

Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Философия файлом для электронной книжки и читайте офлайн.

Шрифт
Фон

Владимир Калмыков

Философия

© Калмыков В.Н., 2017

© Оформление. УП «Издательство “Вышэйшая школа”», 2017

Предисловие

В античной мифологии богиню Минерву, покровительницу мудрости, искусства, войны и городов, изображали вместе с совой. Эта птица хорошо видит в темноте и вылетает на охоту в сумраке, когда это недоступно другим пернатым. Сова как бы символизировала мудрость. Мудрость – ключевое слово при характеристике философии. Г. Гегель подчеркивал, что сова Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек, имея ввиду, что мудрость заостряется тогда, когда прежняя ясность сменяется сумраком, неопределенностью и плавное течение жизни переходит в смятение.

Мир, в котором мы живем, вступил в полосу глубоких перемен, выбора приемлемой стратегии дальнейшего развития. Человек, находящийся в эпицентре социокультурных трансформаций, порой пребывает в состоянии неясности и неустойчивости, связанных со сложностью выбора среди множества альтернатив наиболее разумных и эффективных путей общественного и личного развития. Вовлеченный в ситуации переходности, он сомневающийся, колеблющийся, вынужден в условиях неустойчивости принимать рискованные решения, стоит перед необходимостью участвовать порой в рассогласованной деятельности, которая порождает асинхронность в его внутреннем мире и оценивается им как кризис. Выявить природу и сущность современного кризисного, рискогенного общества, наметить возможные пути преодоления разбалансированности во внутреннем мире человека – таково одно из предназначений философии. Философия призвана содействовать преодолению духовной и практической растерянности людей. Между тем диссонанс в мышлении и чувствах людей, духовный дискомфорт, сопровождающийся разочарованием и неудовлетворенностью существующим состоянием социума, не только негативен, но и позитивен, поскольку выступает одним из источников социальной динамики{1}. Актуализируются проблемы философско-мировоззренческого, логико-методологического и поведенческого уровней.

Подобный символ мудрости (сова) отражает особенность философии – ее полутональность. Полутональная философия рассматривает объекты мира и человека не только как стабильные, относительно постоянные, определенные, но и вместе с тем как изменчивые, гибкие, неопределенные, делая акцент на последнее. Этот взгляд особенно характерен для неклассической философии{2}. В текстах гуманитарных наук, философии наряду с точностью смысла, строгостью определений и понятий, присутствует многосмысленность, неопределенность (в меру), открытость. Философия не завершена, она – открытая система. Философия, по мнению М. Хайдеггера, не поддается определению через что-то другое. Конечно, в некоторых установках и целях, в формулировке абсолютных истин и т. д. философия относительно устойчива, но в корректировке позиций, уточнениях, постановке новых проблем и многом другом она выступает как поисковая область.

Философия помогает человеку, изучающему ее основы, понять противоречивые последствия модернизации и глобализации. Она призвана научить широко и глубоко мыслить, делать выводы, а также вырабатывать иммунитет против опасных искушений современности – чрезмерного рационализма, нередко насаждаемой мистики, преувеличенного технократизма в отрыве от духовности, однобокой профессиональной ограниченности вне универсальной культурности личности и т. п.

Философия способствует не только осмыслению бытия, но и может опосредованно воздействовать на поведение и поступки людей, т. е. выступает как практико-ориентированное знание. Практические рекомендации философии обращены как к сообществу в целом (тема 1.3.), так и к конкретному индивиду.

Философия вносит весомый вклад в формирование мировоззрения личности, позволяет адекватно оценивать особенности развития современной культуры и цивилизации. Актуальным становится написание книг, в которых в обобщенном виде излагаются новейшие достижения в области философской мысли. Приверженность новизне отнюдь не снижает значение классики. Ведь понятийный аппарат, методология формировались столетиями и отбросить их – значит позволить нарушить логику преемственности.

История зарождения и углубления философских идей органично вплетена в концептуальный материал по философии. Отмеченная некоторая неопределенность философии (подчеркну, наряду с определенностью) вовсе не означает, что философия есть якобы нечеткое, приблизительное знание о сущем. Это вытекает хотя бы из того, что при анализе проблем в данной книге применялись следующие достаточно четкие научные методы:

исторический, который позволил раскрыть историю возникновения и генезиса базовых философских категорий: «бытие», «материя», «сознание», «познание», «культура», «человек», «общество», «природа» и т. д.;

компаративный, давший возможность сопоставить различные концепции и подходы при рассмотрении философских понятий, например «сознание», «социум», «цивилизация» и т. п.;

системный, заключающийся в исследовании целостных философских концепций применительно к основным разделам философии: онтологии, гносеологии, философской антропологии и др.;

логико-контекстуальный, при котором использовался ряд логических приемов: дополнения, оппозиции, противоречия, выведения и т. д.

Автором сделана попытка концептуально обогатить отдельные философские положения, высказать собственное мнение. Это относится, например, к трактовке понятия «общественное бытие» в широком и узком понимании, к анализу теоретической модели общества, о двухмерной и трехмерной моделях человека, о включении в связку «народ – личность» еще и «элиты» и др.

Философские обобщения и верная методология помогут читателю получить основные ценностно-мировоззренческие ориентации в усложняющемся мире, прогнозировать его дальнейшую динамику.

Раздел 1. Философия в исторической динамике культуры

Тема 1. Статус и предназначение философии в жизни человека и общества

1.1. Духовные и материальные предпосылки возникновения философии

Философия в своем возникновении опирается на духовные компоненты: мифологию, искусство, религию и эмпирические знания.

В мифе различные представления о мире увязывались в художественно-образную картину, сочетающую в себе естественное и сверхъестественное, знание и веру. Для мифов было характерно представление об умирающем и воскресающем боге, что связано с суточным движением Солнца и Луны. Переход от света к мраку и от мрака к свету изображался как следствие борьбы Бога с неким чудовищем. Выделяются темы творения (создание мира сверхъестественным существом, Богом) и развития (становление мира из хаоса, воды, яйца и т. д.). Мифы, как правило, дуалистичны, описывают мироздание как единство противоположных явлений и символов: свет и тьма, Солнце и Луна, мужское и женское, космос и хаос и т. п. Хаос в мифологической модели мира есть вселенская пустота или аморфное состояние, предшествовавшее творению космоса. Итак, формировались предыдеи динамики всего сущего, единства и борьбы противоположных начал. А.Ф. Лосев (1893–1988) в работе «Диалектика мифа» отстаивал тезис о близости диалектики и древней мифологии.

Значение мифологии состоит в том, что был начат поиск ответов на вопросы о тайнах рождения и смерти, происхождения мира, человека, о ценностном отношении к сущему. Тот, кто любит мифы, утверждал Аристотель, есть в некотором смысле философ.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке